?

Log in

No account? Create an account
MeShock Team

Отойдя в сторону от привычных маршрутов, можно попасть в совершенно другой мир.

Previous Entry Share Next Entry
Путиловская линия. Первая окружная.
MeShock Team
meshock_team



Вступление.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Недавно мы прогуливались по южной окружной ветке, которая объединяет различные направления железных дорог Санкт-Петербурга через его окраины. Теперь настало время вспомнить о первой такой ветке нашего города - Путиловской. Так или иначе, каждый из Мешков проходил её участки. Но чтобы пройти от и до - такого не было, что и решили исправить.

Немного истории.

Ветка была построена в 1880-х годах инженером и предпринимателем Путиловым Николаем Ивановичем, который ещё в 1870-м году учредил "Железную дорогу Путиловского товарищества" с целью обеспечения коммуникаций порта и производственных предприятий Петербурга. До её создания всё пять ходов были раздроблены и не имели соединения между собой. Она начиналась от Николаевской железной дороги, затем по путепроводам проходила параллельно Царкосельской, Варшавской и Балтийской железным дорогам, переходила по мосту через реку Екатерингофку и шла в порт. Ответвление так же шло через Автово в Угольную гавань.
После постройки линию стали называть Портовой, но в народе она так и осталась называться Путиловской. Она стала первой не пассажирской веткой, а также первой, которая соединяет четыре из пяти железнодорожных линий.

Екатерингофка - Корпусный пост - Цветочная.

Давайте же начнём нашу прогулку по ней.
Стартовать мы решили со стороны "Нового порта". К сожалению, на станцию просто так не попадёшь: она является таможенной и пограничной. Случаи конечно были, но в основном это было в зимнее время по льду. Там контроль оказывался не таким строгим. Так что идти нам пришлось от моста через речку Екатерингофка.





Вот так он выглядит. Лестница, что вы видите, ведёт к проходной ОАО "ПетроЛесПорт", за воротами которой и начинается станция. На мосту присутствуют таблички о режимности объекта. И автор даже в своё время читал, как фотографы, которые осмеливались подняться на мост были отогнаны через громкоговорители и даже лично охраной с проходной.





Линия двухпутная и электрофицирована.





А мы тем временем развернулись и потопали по маршруту. На фото видно следующее: слева - заброшенные пути, по центру - основные, направо уходит ответвление на Кировский завод. Так же здесь теперь проходит ЗСД - Западный скоростной диаметр, который придаёт местности отдельный колорит.





Через несколько минут пути, тебя начинают встречать строения Кировского завода. Первым вырастает недостроенный цех для него. Он находится на другой, от основной части, стороне железной дороги. Сама постройка тоже разделена на двое. В этой части находятся различные офисы и производства, не относящиеся к заводу. Автомобили кажутся миниатюрными игрушками по сравнению с размерами здания.





Это уже заброшенная часть здания. Она пустует и активно используется любителями граффити и роумпджамперами для своих прыжков. ЗСД проходит совсем рядом.





По другую сторону всё работает. Имеется разветвлённая сеть железнодорожных подъездных путей, а на крыше цеха, примыкающего к проспекту Стачек, красуется эмблема и название завода, одного из крупнейших в нашем городе с многолетней историей.





Мы подошли к одному из многочисленных путепроводов Путиловской линии. Он проходит над проспектом Стачек и был построен в конце 19-го века, как и вся дорога. В 1954 году по проекту В.Д Кирхоглани старый путепровод был реконструирован Теперь он является "братом-близнецом" моста над Московским проспектом, который построен в те же года и который мы встретим позже. Теперь над ним ещё расходится ЗСД.





Вид с него на проспект Стачек в сторону центра.





И от центра.





Совсем недалеко от предыдущего находится путепровод, который проходит над улицей Маршала Говорова. Размерами он поменьше, чем тот, а ещё на нём присутствует защита на случай схода только на одном из путей. Такое порой встречается, но остаётся непонятным почему так сделано. Если кто объяснит - будет здорово.





Военные Камазы за забором. Это мы подошли к заводу "Волна", который работает на оборонную промышленность нашей страны. Он модернизирует, производит и ремонтирует оборудования радиосвязи, антенных систем и аппаратурно-антенных комплексов. Возможно эти Камазы станут системой какой-нибудь РЛС.





Продвигаясь всё дальше по нашему маршруту, мы вышли к депо, в котором стоят маневровые тепловозы, принадлежащие "Желдорсервису". Самый первый - ТЭМ2М-134, у которого даже номер приделан отдельной табличкой под прожектором. Другие манёвреники определить не удалось. Судя по следам на рельсах - выезжают они не часто.





У нашего 2М ещё на борту присутствует надпись посвящённая 70-тилетию победы в Великой Отечественной войне.





Возвращаемся на Путиловскую ветку и видим вот такой небольшой путепровод над местной небольшой дорогой. Немного отмотав назад стоит сказать, что  двухпутка, которая идёт из порта в определённый момент расходится. Один путь уходит на станцию "Нарвская", а второй идёт к "Цветочной".
Кстати, на фото виден задел под второй путь. Но планы так и остались планами.





Через несколько сотен метров путь вновь становится двойным. Слева пути по которым мы шли от "Нового порта", а справа подходят от станции "Нарвская", а впереди путепровод над Балтийским ходом. Под ним проходят поезда на Гатчину, Лугу, Петергоф и Калище.





Именно с него, в январе, мы снимали ретро-поезд под управлением паровоза Л-5248.





Тихим шагом мы подошли под Митрофаньевский путепровод. Он соединяет одноимённое шоссе и Кубинскую улицу. Здесь же и была станция Корпусный пост. Производились все грузовые операции и было двухэтажное здание вокзала, которое снесли при строительстве путепровода. От него теперь только один фундамент.
На фото прямо идут пути в "Новый порт" и "Нарвскую", а влево уходит ответвление на Балтийский ход. Железнодорожный путепровод, под которым сейчас проезд на парковку, раньше пересекал Лиговский канал.





В сторону "Цветочной" тоже ничего не осталось, что напоминало бы о "Корпусном посте". Теперь здесь просто перестроение с пути на путь. Кстати, не стоит путать эту станцию и Корпусное шоссе. Последняя располагалась на Варшавском ходу и была пассажирской платформой.





Мы снова чуть отошли в сторону, чтобы посмотреть на бывший Варшавский ход. В начале 21-го века тут перестали ходить поезда. Сейчас дорога разобрана, но шпалы и столбы контактной сети напоминают нам ещё о былом. Сейчас вы видите бывшие пути в сторону Балтийского хода.





Пути в сторону бывшего Варшавского вокзала.





А тут дорога проходила под путепроводом Путиловской ветки.





Мы вновь вернулись на исходный маршрут и оказались перед путепроводом над Варшавской улицей. До 1966-1967 годов, на месте, где сейчас проходит улица, были пути Петербургско-Варшавской железной дороги, которые шли от Варшавского вокзала по трассе улицы и соединялась с действующими путями в районе станции "Шоссейная".





Следующим перед нами предстаёт путепровод Путиловской ветки над Московским проспектом. В нынешнем виде сооружен в 1954 - 1955 годах по проекту В.Д. Кирхоглани. Старый металлический мост был короче и имел промежуточную опору, что сужало Московский проспект в этом месте.
Мост имеет три пути и украшен декоративными вазами на устоях.





Вид с путепровода в сторону Московской площади. Видны изгибы Московского проспекта. На переднем плане трамвай ЛМ-2008 №1433





Вид в сторону центра города. На дальнем плане - Московские ворота.





Одна из декоративных ваз.





Обернёмся назад, для того, чтобы понять, откуда взялся третий путь, который на фото справа. Он шёл от станции "Цветочная" к Варшавскому вокзалу. В настоящее время это единственный путь оставшийся от ветвлений Варшавского хода. Оставили его с единственной целью: сейчас на Балтийском вокзале строится помещение под музей железнодорожной техники, а по нему будут перегонять экспонаты от бывшего Варшавского.





Вот, кстати, сравнение вазы и Kenji. Он говорит, что внутри настоящая ванна.





Сразу после путепровода мы видим территорию завода "Электросила". Тут тоже располагается разветвлённая сеть железных дорог, на которых стоят вагоны и разная техника.





Вот, например, стоит кран и рядом с ним лежат агрегаты. Возможно детали каких-то турбин.





Вот так выглядит территория завода с железнодорожной вышки. Внизу ворота - бывший подъездной путь.

Цветочная.

Между тем, мы оказались уже на станции "Цветочная". Начало у неё перед путепроводом над Рощинской улицей.





Вот, кстати, 2ЭС4К-031 заезжает на станцию и пересекает тот мост. Перестроение с пути на соседний путь как раз происходит вначале станции. Что интересно, обычно тут довольно интенсивное движение, поезда могут проходить чуть ли не каждые 10 минут. Но в этот день мы не встретили ни одного, пока не залезли на вышку. Только тут приехало сразу два "Дончака".





Одним из грузов, которые вёз поезд, были новенькие  "Кировцы" с завода. Если не ошибаюсь, это и есть новые "Кирюши" К708.4 - тракторы малой мощности, так называемые младшие братья обычного "Кировца".





А между тем, мы спустились. На фото - старый пост станции "Цветочная". Ныне не действующий, даже сняты таблички с названием. Основана в 1902 году.
Само здание и сама станция с исторической точки зрения интересна тем, что именно отсюда 10 мата 1918 года советское правительство  переехало из Петрограда в Москву. Так закончился столичный период нашего города.





Тем временем на станцию подкатил второй "Дончак".





Это уже новое здание поста "Цветочная". Не такое запоминающееся, как старое, напоминающее просто коробку в корпоративных цветах. Не сомневаюсь, что внутри в нём всё по новому и современному сделано, но на той же Волковской (про которую будет чуть впереди) новое здание поста как-то запоминается.





Табличка на месте.





"Эй, парень, не хочешь немного "ту-ту"?", спрашивает медленно подкравшийся "Дончак"





Путевое развитие станции.

Цветочная -Волковская.

Пропустив 2ЭС4К мы отправились дальше в наш путь, к следующей станции - "Волковская".





Пути тут идут по довольно затяжной кривой.





Наконец петля закончилась и мы решили посмотреть на местность с высоты остатков устоя ж/д моста. Вправо идут пути Путиловской ветви, а слева поворачивают пути со станции "Бадаевская".
Сами устои моста, судя по расположению, могли быть съездом с объездной ветви на Витебский ход. Нужен он был, чтобы поезда с "Цветочной" и "Бадаевской" расходились в разных уровнях.





Кривая к "Бадаевской". На заднем плане видно, как район застраивается: Гипермаркет, новостройки. Не будет удивительным, если эта ветка вскоре исчезнет с карт.





Вновь мы спустились на наш путь и перед нами предстают три путепровода:
1) Остатки путепровода императорской железнодорожной ветки (3-й путь)
2) Путепровод на станцию Санкт-Петербург - Витебский (Витебский вокзал)
3) Путепровод на станцию Санкт-Петербург - товарный - Витебский (товарная станция)





Решили перейти путепроводы сверху, а не под ними. И тут резво мчится ЭР2Т-7199 на Посёлок.





Старая опора моста Императорской железной дороги.





А вот и перекрёсток Путиловской ветки и путей на Витебский - Товарный.





Станция Санкт-Петербург - Товарный - Витебский. И работает на нём сегодня ЧМЭ3-4550. Кстати, очень интересная смотровая башенка.





За забором стоит восстановительный поезд №400. Это поезд специального формирования, предназначенный для устранения последствий схода и столкновения подвижного состава, восстановление пути и контактной сети при стихийных бедствиях, авариях, а также оказание первой помощи пострадавшим.

Волковская.

Так, незаметно, мы подошли к станции "Волковская".





Станция "Волковская" является грузовой станцией на Путиловской ветке. От неё ответвляется "соединительная ветвь" на станцию "Глухоозёрская", многопутное примыкание на Санкт-Петербургский -Товарный - Витебский, тупиковая ветвь на станцию "Бадаевская", а так же путь примыкания к Московскому вокзалу. Основана в 1900-м году.
На фото: пути идущие от станции "Цветочная".






Пути от Витебского хода.





Через пару минут, гудя своим мотором, мимо проезжает 2ТЭ116-663 и уезжает в сторону Витебского хода.





Следом за 2ТЭ116-663, через несколько минут, в том же направлении следует ЧМЭ3-5319.





Путепровод над Волковским проспектом. Последний крупный железнодорожный мост Путиловской ветки. Ранее тут был переезд, а сам путепровод построен в 1975 году. На фото видно, что ранее был ещё один путь, но его ликвидировали.





Взгляд назад.





Новое здание поста "Волковская". В отличии от новостроя на "Цветочной",  этот мне нравится больше: он более оригинален и более ярок, радует глаз.





Взгляд на здание с парадного входа.





Старое здание поста "Волковская". Деревянное, с большими деревянными буквами, постройки начала 1900-х.





Взгляд сбоку.





Прощальный взгляд на станцию. По сути это и есть конец Путиловской ветки. Далее только путь на Московский ход и уже  ответвление перемычки "соединительной ветви" к станции "Глухоозёрская".





Слева - ответвление на Московский ход, справа - путь на "соединительную ветвь" к станции "Глухоозёрская".





Подъездные пути на различные предприятия в округе.

Волковская - Глухоозёрская.





Последний путепровод Путиловской ветки над улицей Салова.





Из-за угла резко вылетел ЧС6-013. Ехал этот  агрегат на "Волковскую", чтобы затем развернутся и двинутся на Ладожский вокзал.





Наш путь идёт в гору: чтобы попасть на "Глухоозерскую" надо перейти Главный ход. Справа как раз пути на него.





Наша переправа на тот берег.





А с этого берега открываются отличные урбанистические виды.





Перешли мы на нужную сторону и тут услышали о приближение скоростного поезда. Подумали о Сапсане, а промчался ЭП20-017 с поездом "Невский экспресс".

Глухоозёрская.

Вот и дошли мы до финиша: станция "Глухоозёрская". Название дано по некогда существовавшему тут озеру Глухому. Она является грузовой  на соединительной ветви. Соединяла в своё время она российские и финляндские железные дороги. Сейчас соединяет два берега Невы, что дало объединить все существующие железнодорожные пути города.





Слева идут пути от "Волковской", остальные пути идут на "Сортировочную".





Путевое развитие станции.





Здание поста "Глухоозёрская". После того, как Я последний раз его видел, заметно, что его немного обновили, подштукатурили.





На прощание на станцию приехал ВЛ15-022. Это оказался единственный приветливый машинист в тот день: увидев, что его фотографирует - он погудел, а когда ему помахали, он погудел ещё раз. Не так много надо для счастья.


Железнодорожный руф.

Под конец прогулки мы ещё и заруфили крышу с видом на Финляндский железнодорожный мост. Он соединил два берега и объединил сеть дорог нашего города.





Один из любимых моих мостов в городе с высоты.

Послесловие.

Вот такой вышла наша прогулка по Путиловской железнодорожной ветки. Очень много фотографий и текста. Надеюсь вы всё осилили и вам было интересно. Ну или хотя бы вы посмотрели фотографии. Спасибо за внимание.

Наша группа: https://vk.com/meshockteam
Полный фотоотчёт: https://vk.com/album-13550240_230158686


Recent Posts from This Journal

  • Летняя поездка. Гагра.

    Вступление. Доброго времени суток, дорогие читатели. Вчера Я описал свой путь от Санкт-Петербурга до Адлера. В этой части пойдёт рассказ о…

  • Летняя поездка. Дорога до Абхазии

    Предисловие. Доброго времени суток, дорогой читатель. Вновь мы встретились. Пока за окном падает снег и температура, а активные полазки чуть…

  • Сталь и Пар. Выставка паровозов.

    Вв едение. Доброго времени суток, дорогой читатель. Сегодня мы снова затронем железнодорожную тематику. Дело в том, что накануне в сети, в…


  • 1
Спасибо за пост! Вроде как Путиловская линия всё же начинается от Сортировки через Волковскую, а Глухоозёрская и мост к ней через ГХ ОЖД это уже добавление.

Хорошая экскурсия! Еще советую по Окружной (портовой) ветке прогуляться. Там тоже есть, на что посмотреть

  • 1